afocinema.ru - сайт поклонников творчества Леонида Куравлева.
необходимо видеть..
фильм Оно
Режиссер: Сергей Овчаров
Сценарист: Сергей Овчаров
Оператор: Валерий Федосов
Художник: Наталья Васильева
Производство: Ленфильм
Год выпуска: 1989
Актеры: Ролан Быков, Олег Табаков, Родион Нахапетов, Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Елена Санаева, Маргарита Терехова, Юрий Демич, Леонид Куравлёв, Вера Глаголева, Ирина Мазуркевич, Александр Половцев, Михаил Пахоменко, Олег Штефанко, Виктор Бычков, О. Козалетов, Любовь Макеева
Бюрократический эпос по диалогам и сюжетам М.Е.Салтыкова-Щедрина, житие города Глупова во главе с самодурами - градоначальниками.
Музыка к фильму написана Сергеем Курехиным.
«Фильм «Оно» («Ленфильм») придумал печальный острослов и скорбный иронист нашего кинематографа Сергей Овчаров. Наотмашь, плетьми, розгами, полицейской дубинкой, милицейским «бананом», направо и налево лупит он по родимому отечеству и рыдает оттого, что все-то отечеству не впрок, ничему-то оно, сирое и убогое, не научается и ни из чего не извлекает уроков.
Но, как заметил М. Е. Салтыков-Щедрин, суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Мы вслух обсуждали роман XX века «Целина», а про себя читали «Господ Головлевых» и «Господ ташкентцев» и без удивления узнавали, что читаем в самом деле про себя. Нам хотелось то ли конституции, то ли севрюжины с хреном. Мы дошли до той черты, когда за русский рубль можно было получить только в морду. Мы до сих пор сидим ночь и день и еще ночь и все думаем, как бы наше убыточное хозяйство превратить в прибыльное, ничего в оном не меняя.
Историю одного города Сергей Овчаров раскопал, нарыл, надыбал в «Глуповском архиве кинофотодокументов» и только в 1989 году, в пору расцвета гласности и самоокупаемости, «восстановил» изображение и звук.
Как я весьма приблизительно цитировал Щедрина, так и Овчаров весьма приблизительно цитирует отечественный кинематограф. Горячее воображение может отыскать здесь намеки на те или иные «вершинные», «ключевые» творения отечественного кинематографа, услужливо творившего... Но дело все-таки не в расшифровке первоисточников, к которым постоянно обращается режиссер, а в ювелирной реконструкции атмосферы, в которой корчилась страна. Я другой такой страны не знаю, где бы так вольно дышал и жил экранный человек, а его реальные «прототипы» расшвыривались бы по лагерям, тюрьмам и каналам.
Глуповские градоначальники, эти непереводящиеся угрюм-бурчеевы и фердыщенки, превратятся в Сталина, Берию, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко... Дальше безудержная фантазия сценариста и режиссера остановится, да, впрочем, дальше и не нужно. Дальше появилась хоть какая-то надежда, что мы выкарабкаемся из того ничтожества, в которое, прикрываясь именем партии, нас вдохновенно и организованно загнали.
Страшные эпизоды сталинского кровавого разгула, пляски смерти, устроенные его опричниками, занимают центральное место в картине. Липкий, подлый страх проник во все поры общества, «широкая грудь осетина» покрыла страну от Москвы до самых до окраин. И ни вздоха, ни стона, ни всхлипа из-за колючей проволоки: «Труд в СССР есть дело чести, доблести и геройства». Герой Труда по уничтожению святой и несчастной родины нашей...
Опрокинув сатиру Салтыкова-Щедрина в нашу жизнь, Сергей Овчаров не испытывает от этого никаких сладострастных чувств. Скорбь по России, которая достойна не той участи, какую ей пытались уготовить, боль за Россию, за ее растоптанность и расчеловечивание. Оно должно быть отторгнуто (но не забыто) в свободной, улыбчивой, честной и нравственной стране.»
|